Двухуровневое высшее образование [8 февраля 2007]
Сегодня в России существуют две независимые системы высшего образования: специалитет, оставшийся еще с советских времен, и бакалавриат и магистратура, появившиеся в 1990-е годы. В результате студенты учатся и 4, и 5, и 6 лет.
Между тем в 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, которая предполагает введение у нас к 2010 году европейского двухуровневого высшего образования. Это значит, что в отечественных вузах должны быть две ступени обучения: первая — бакалавриат (4 года) и вторая — магистратура (еще 2 года). И два диплома — бакалавра и магистра. Это требование и закрепляют новые стандарты.
При новых стандартах объем учебной нагрузки будет определяться не в часах, а в зачетных единицах (ЗЕ). За каждый сданный модуль (ряд предметов, курс) студенту начисляют ЗЕ, в год надо набрать не менее 60. За 240 ЗЕ ему присвоят степень (квалификацию) бакалавра, еще за 120 — магистра.
Что дадут новые стандарты студенту? Прежде всего, право на ошибку. По данным Минобрнауки, только 50% обладателей вузовских дипломов сегодня работают по специальности. Молодой человек, поступивший в вуз в 16—17 лет, как правило, не очень хорошо представляет, чем будет заниматься после его окончания. Отсюда и ошибки в выборе профессии. Теперь будет возможность вовремя перестроиться — после бакалавриата пройти специалитет или магистратуру по той профессии, которая привлекает, и найти работу по душе. Кроме того, российские документы о высшем образовании станут признаваться во всем мире. Нашим выпускникам будет гораздо проще найти работу или продолжить учебу за рубежом.
Переход на двухуровневую систему выгоден и работодателям. По их мнению, лучше готовить не узкого специалиста, а бакалавра широкого профиля, которого можно “довести до ума” непосредственно на рабочем месте.
http://www.mk.ru/numbers/2579/article91036.htm
|